Современное строительство просто невозможно представить без обязательного применения спецтехники. Для проведения высотных работ чаще всего применяются автокраны. Обычно их берут в аренду, ведь это намного выгоднее, чем покупать технику. Такой вариант является идеальным в том случае, если требуется постоянный подъем грузов на определенную высоту, а затем перемещение их в другое место.
Краны различаются по следующим характеристикам: грузоподъемности, определенной длине подъемной стрелы, а еще по ее конструктивным особенностям, мощности предусмотренного в данной технике мотора, использованному рабочему приводу и другим не менее значимым параметрам. Важно использовать эти машины безопасно. Специально для этого разработаны правила, которые являются едиными для всех типов данной техники.
Порядок действий четко регламентирован
Основной пункт этих обязательных норм – правила строповки. Это определенная совокупность обвязки и верной зацепки грузов, что требуется для качественного и полностью безопасного подъема, последующего их перемещения.
Важно выбрать подходящий способ строповки. Здесь требуется принимать во внимание тип груза, его вес, размеры и то, как расположен его центр тяжести. Все грузы делятся на три больших группы:
- насыпные;
- штучные;
- газообразные и жидкие.
Чтобы перемещать газообразные, жидкие и насыпные грузы, применяется специальная тара, а еще баллоны и бочки. Для них разработаны отдельные правила безопасной строповки.
Существуют следующие типы штучных грузов: нештабелируемые и штабелируемые. Ко второму типу относятся грузы правильной формы: блоки, трубы, балки, панели и т.д. К нештабелируемым относятся грузы разных форм. Специально для них составлены определенные схемы безопасной строповки.
Очень важно, чтобы при подъеме и перемещении соблюдался ряд требований:
- Необходимо использовать только максимально надежные крепления и полезные приспособления для строповки.
- Разрешено пользоваться лишь теми строповочными приспособлениями, которые используются многократно. Это инвентарные устройства. Важно предотвратить падение конструкций или их случайное опрокидывание. Еще нужно препятствовать тому, чтобы происходили деформации грузов.
- Требуется существенно минимизировать длительность всех операций, затраты энергии. Стоит предусмотреть проведение расстроповочных операций в дистанционном режиме, без непосредственного участия человека.
- Нужно использовать специальные прокладки для защиты, которые позволят предотвратить повреждения канатов очень острыми кромками различных конструкций.
- Грузоподъемность строп обязательно должна соответствовать определенной массе груза. В том случае, если данная величина неизвестна, проводить строповку строго запрещено.
- Необходимо правильно определить центр тяжести каждого груза, чтобы он хорошо держал равновесие и ни в коем случае не выскальзывал. Ведь это может привести к несчастным случаям.
- Стоит предусмотреть, чтобы угол между строповочными канатами не превышал 90 градусов.
- В процессе подъема необходимо следить за равномерным натяжением всех строп. При этом неиспользуемые стропы обязаны так крепиться, чтобы они не могли случайно зацепиться за какие-либо препятствия.
- Стоит смотреть за тем, чтобы крючок стропа, который находится в строповчной петле, ни в коем случае не касался груза, перемещение которого производится в данный момент.
- Проводить грузоподъемные работы важно в строгом соответствии с определенной схемой строповки.
- Чтобы безопасно поднимать и перемещать грузы различных форм, разработаны специальные обвязки.
- Если предполагается проведение разового подъема тех или иных грузов, можно использовать обычные прочные канаты, обязательно снабженные петлями и узлами. Еще разрешено перемещать свободно уложенные грузы на петлях. Допускается такой вариант лишь тогда, когда имеются элементы, которые не дадут грузу смещаться.
- Крановщики и стропальщики обязательно получают определенные схемы строповки и возможные способы проведения таких работ. Данную документацию разрабатывает эксплуатирующая компания. В обязательном порядке прописываются способы, позволяющие максимально безопасно кантовать всевозможные конструкции. Особенно тщательно схемы разрабатываются в том случае, если у груза отсутствуют специальные строповочные петли и иные приспособления. А еще тогда, когда применить штатные строповочные элементы попросту невозможно.
- Каждый вид груза крепится особым образом. Так, например, для того чтобы погрузить трубы на трубовозы, находящиеся в специальных полувагонах, важно проводить работы максимально безопасно. В этом случае нужно учитывать определенный момент: верно подобрать и надежно захватить приспособления для захвата грузов. Специально для таких целей применяются торцевые захваты: канаты с предусмотренными крюками на концах. А вот траверсы с крючками допустимо применять для подъема труб.
Подъем определенного груза может производиться лишь в том случае, когда известно, сколько он весит, а еще выбран подходящий способ его безопасной строповки. Когда его вес невозможно точно рассчитать, перемещение запрещается. Тогда стропальщику требуется пойти к своему начальнику, который отвечает за ведение высотной деятельности на автокране в безопасном режиме, после чего он обязан сообщить о данной проблеме.